Большой курс
Как проходят Большие курсы и чем они завершаются
Мы провели три потока Большого курса по графике. А на этой странице собираем результаты разных потоков.

Ниже — коротко про устройство курса, финальные проекты, рисунки по заданиям и отзывы участников.

Отзывы мы отбирали, ориентируясь на информативность и разнообразие, — чтобы читая их, можно было составить более-менее объемное представление о курсе. Увидеть не только то, чем кто доволен, но и чего не хватило, что было сложно. Всё-таки это длинное мероприятие, и в течении этого времени у всех бывали спады и подъемы. Да и сделать курс, который будет идеален для всех невозможно.
Обзор
Как устроен курс
Курс идет восемь месяцев, и поделен на несколько тематических блоков. Между блоками — свободные недели, на которых можно доделать, что не успел или отдохнуть, если все успел.

Все задания и общение с преподавателями в Миро. А между собой и с куратором — в Телеграм-чатике.
С каким уровнем приходят
Бывают более-менее начинающие ребята, а кто-то приходит с архитектурным образованием и хорошим рисовальным опытом, потому что хочет систематизировать знания и умения.

Практика показала, что начинающим успевать за программой все-таки сложновато. У таких участников все складывается, если они готовы к тому, что будет непросто и что итоговый проект может получиться не таким масштабным, как у ребят поопытнее.

В остальном ограничений нет. Преподаватели и кураторы помогают каждому развиваться поступательно, со своего уровня.
«Аня дала несколько советов про наброски в моем скетчбуке; где то хвалила, это очень поддерживает и мотивирует, потому что, когда у тебя начальный уровень и видишь работы других ребят, то снижается уверенность в собственных силах»
– из отзыва участницы курса
Финальные проекты
Анастасия Ливун
«Огромная благодарность всей команде Простой школы за этот курс! Это были захватывающие 8 месяцев, грустно что все закончилось, уж очень теплая и добрая атмосфера была на нашем потоке, как-то все сложилось очень хорошо.

Я шла на курс с целью рисовать бодрее и интереснее, при этом получая удовольствие от процесса-могу сказать что цель достигнута, все удалось.

Конечно не всегда было просто, особенно много вопросов возникло при работе над проектом, мне кажется, понимание того, каким я хочу его видеть пришло в конце работы над ним:), ну да ладно, что тут поделаешь, такой вот он путь художника.

Особенно большая удача и радость на проекте — это люди, очень добрые и душевные, спасибо всем, кто был рядом на протяжении нашего художественного приключения».
До курса
Из финального проекта
Участница БК-1. Художник, фотограф из Санкт-Петербурга
Инстаграм
Алиса Алексеева
Большое спасибо всем, кто придумал и реализовал этот курс. Он очень крутой! Отдельное спасибо Лене за чуткое кураторство. Это было точно, тонко и с большой любовью.

Я стала легче относиться и к процессу, и к результату. Это дело регулярности и частоты рисования. Надеюсь, что челлендж 365 дойдет у меня до конца и перестанет быть соревнованием с собой, а останется приятным дополнением жизни. Спасибо Лене.

Мои рисунки стали «легче». В них появилось больше спонтанного. Уверенное и лихое рисование — то, к чему мне хочется приблизиться.

Работы стали законченнее, а у меня стало формироваться более конкретное ощущение завершенности рисунка. Даже самого беглого.

Думаю, что курс достаточно сбалансированный вышел в целом. Наверное, я бы не давала настолько много времени на проект, потому что сколько ни дай все мало, а запросы к себе растут пропорционально отпущенному времени, но вот подготовку к нему начинала бы раньше.
В начале курса
Из финального проекта
Участница БК-2. Художник-график
Надя Железнова
Надя делала рилсы в Инстаграме по ходу учебы, вот мы ссылки собрали:
блок про материалы
про итоговый проект — 1
про итоговый проект — 2
В начале курса
Из финального проекта
Участница БК-2. Иллюстратор, преподаватель
Биханс
Инстаграм
Телеграм-канал
Азиза Кучмезова
«За время обучения мне удалось собрать разрозненные знания в какую-то структуру, попробовать разные материалы о существовании которых я и не подозревала, но самое главное я начала рисовать на бумаге часто и с удовольствием. Вместе со знаниями, постоянной практикой пришла уверенность и даже смелость. Спасибо вам за Большой Курс!»
В начале курса
Из финального проекта
Участница БК-3. Журналист, занимается моушн-дизайном. В прошлом много лет работала креативным продюсером в игровой индустрии.
Проекты других участников
Два проекта:
1 — минисерия на заданную тему «потрет или автопортрет с предметом связанным с культурой Мексики»
2 — иллюстрации для блога в Инстаграме на историко-искусство-путешественную тему (начало).

Наталья также прошла БК-Иллюстрация и сделала проект книги (https://courses.prostaya.ru/nkukresh)
Зин с картинками по коротким четверостишиям про насекомых, которые Марина написала сама
Иллюстрции к книге Юрия Коваля «Самая легкая лодка в мире»
«Сны» — проект о воспоминаниях наиболее значимых места детства
Серия графических работ о зиме
Книжка-картинка с небольшим количеством текста про историю всемирно известной гонки «Тур Де Франс»
Серия городских пейзажей
Зин «Про слова», посвященный странным словечкам из  города Волгограда, откуда Света родом
Серия работ про предметы, которые рассказывают о персонаже, которому они принадлежат
Иллюстрированная книга на стихи Владимира Маяковского «Что ни страница, — то слон, то львица»
Книжка-гармошка, стихотворение Эдуарда Успенского «Разгром».
Серия графических работ «Брандмауэр» о «слепых» стенах зданий — без окон и архитектурных элементов
Зин о воспоминаниях жителя Припяти
Зин о путешествии до дна ада и обратно
Портреты любимой кошки — попытка прожить грядущую потерю
Серия о том, как можно путешествовать, не выходя из дома
Темы курса

1. Основы графики и композиция

В этом блоке участники настраивали регулярность практики, организовывали рабочее место и изучали основы композиции, чтобы применить их в работе с сюжетом.
Некоторые отзывы участников
«Блок про композицию был огнененный, спасибо! Вместе с курсом Композиция просто куча инсайтов. Наверное, тяжело, потому что ноябрь, невозможно взбодриться и фигачить, всё время усталость и хочется спать. Совсем не соображая за задания не сажусь, боюсь, будет больше вреда, чем пользы, откладываю на время, когда могу сделать вдумчиво».
«Спасибо за дополнительные лекции, рекомендации книг, квизы! Даже если не всегда вовремя получается выполнять, все равно на этом концентрируешься, думаешь, смотришь картины художников, пытаешься разобраться! Лекции особенно воодушевляют».
«мне нравится, когда есть общие созвоны и можно делать задание вместе с преподавателем, я обычно подхватываю темп и следующие работы из задания выполняю быстро, а когда просто записанное видео, я долго не могу решиться сесть за задание. Понимаю, что у преподавателей не всегда есть возможность проводить такие созвоны. В любом случае спасибо за вашу работу, очень здорово быть участницей и огромное спасибо за бережность»


2. Форма и пространство

Здесь выявляли форму и изображали ее пятном и линей. Работали со светотенью и штрихом. Изучали разные способы изображения пространства: натурное и уплощённое.
Некоторые отзывы участников
«Второй блок показался очень насыщенным, по ощущениям будто было два блока (новогодние праздники, конечно, тоже повлияли, но думаю дело не только в длительности), задания стали объемнее и требовательнее

Очень интересно было разобрать по полочкам работу с линией и формой и взаимодействием линии-пятна.
Тема камуфляжа и уплощения пространства тоже очень увлекла, тот самый момент, когда сам процесс волнительнее и интереснее результата, что для меня очень ценно. Много идей рождается от этих упражнений».
– Света Остроумова

«Мне сложно подводить промежуточные итоги, я так во всем, хочу всё и сразу. Но как процесс мне очень нравиться. Точно что-то меняется, но мне пока сложно понять что именно».
– Наталья Кукреш

«Было очень сложно, потому что ноябрь-декабрь очень морально сложные месяцы на основной работе, и сил моральных просто не было
Но задания были очень интересные, и так как у меня нет формального художественного образования - очень интересные, особенно работа с пространством»
– Алена Минаева
По итогам блока могу сказать, что чувствую, как собираются вместе все мои фрагменты знаний собранные на разных онлайн курсах. Я стала чувствовать себя увереннее в рисовании с натуры, и даже кажется уже не так комфортно рисовать по фото, пробовала рисовать человека. В целом так как у меня больше опыта в живописи нежели в графике, и в целом живопись больше привлекает на данный момент, то все мои работы больше выглядят как упражнения чем законченные художественные работы. Просто я пока не понимаю как из графики сделать какую-то характерную художественную работу законченную. Надеюсь это придет к концу курса.
– Анна Одинец

3. Техники и материалы

Изучали материалы и способы работы с ними: сначала каждый по одиночке, а потом в смешении, чтобы добавить еще больше выразительности.
Некоторые отзывы участников
«В этом блоке я была максимально включена в работу.Особый интерес у меня вызвала работа со шпаклевкой.Люблю создавать разные текстуры/фактуры.Наверное именно это задание разбудило во мне любопытство пробовать по 1000 и не сдаваться.
Еще за этот блок я научилась брать референсы которые мне действительно нравится,даже если они сложные и адоптировать их под себя.(раньше все референсы казались очень сложными и пропадало желание рисовать).Пыталась находить что-то хорошее в своих работах,даже если получилось не так как хотелоь».
– Мария Шабала


«Я мало что сделала за третий блок. Выкладываю единственную законченную работу по смешанным техникам и грунтам Елены Кузнецовой. Бралась за работу по заданию Ивана Григорьева по карандашам, мне показалось, что ничего не получилось, переделать не успела, поэтому ничего не выложила...
Между тем тема цвета очень интересна, больше всего я рисую как раз цветными карандашами и акварельной пастелью. Но уже сильно отстаю на курсе, сложно догонять, когда много пропущенных тем. Вроде всё хочется попробовать, но не успеваю. Тем не менее читаю задания, смотрю учебные видео и другие материалы, читаю чат. Думаю, что выполню пропущенные задания позже, в своём темпе. Спасибо за блок, было интересно.»
– Ирина Чернолуцкая

«Очень люблю референсы с четверговых встреч (не успеваю присутствовать, но рисую по ним самостоятельно). Спасибо за такие живые подборки фотографий!
Поняла, что для меня этот курс - скорее терапевтический, чем художественный - я не всегда успеваю делать все задания, но материалы просматриваю все. Это не значит, что я не вижу худ. ценности в нём, просто работа с принятием себя и своего творчества сейчас ощущается гораздо более важной. И каждый раз после новой информации я ощущаю больше свободы в своих действиях и желания рисовать. Теперь мне нравятся почти все свои работы, мне кажется, я даже начала их любить)».
– Екатерина Болтачева

«Сложно сказать чему я научилась за последний блок. Наверно только тому что очень много всего интересного... и не то чтоб научилась но стараюсь приучить себя к мысли что всего все равно не успеть и не перепробовать.

А еще я к концу выдохлась и приходилось себя принуждать рисовать... границу усилие\насилие над собой старалась выдерживать.

Вообще все задания очень интересные и хотелось бы больше времени на все. Надеюсь жадность меня сподвигнет ко всем вернуться и довыпользовать закупленные материалы».
– Наталья Кукреш


4. Синтез знаний

Визуализировали истории и наблюдения. Работали с картинкой и текстом. Изучали способы формализации персонажа.
Некоторые отзывы участников
«курс был замечательный, мне все понравилось! Мне было сложно и интересно, хотя, я считала , что давно рисую…
Самое классное, что я увидела новые пути рисования для себя, получила тонну вдохновения( в посл пару лет у меня было какое-то выгорание и тупик в этом)

Вот какие плюсы я вижу для себя сейчас:
1) «прокачалась» насмотренность, стала расширять свои вкусы, интересы поменялись
2) интересно ставить задачу, а не просто «красиво нарисовать», как часто было раньше
3) одной из задач было уйти от цифры, и мне понравилось что многое попробовала в материале
4) обычно часто рисую «из головы», рада что столько было рисунков с натуры
5) вижу много вещей над чем работать, это бодрит и немного волнительно что-то много всего
– Ирина Ертаханова


«Моей главной целью этого курса было перестать бояться рисовать. Особенно было страшно рисовать на бумаге, потому что раньше я рисовала только в диджитале. За эти 9 месяцев я поняла, что акрил и карандаши это красиво, а то что линии маркером не стираются дали ощущение свободы, а линии стали человеческими что ли, это я перенесла и в диджитал тоже.

Поняла, что в нем мне все таки комфортнее! Очень рада, что стала рисовать чаще и без страха ошибиться (а раньше он был сильный), это благодаря отзывчивости преподавателей и в особенности благодаря Лене, которая смотрела и комментировала мои работы, выложенные позднее сроков.

Мне немного грустно из-за того, что я не смогла погрузиться полностью в курс по разным причинам, то больницы, то сильная загрузка на работе, но я обязательно возьму все, чему я научилась во время курса. Композиции, контрформы, формализация, зин и новые материалы - больше всего понравились! Спасибо!»
– Марина Руденя, БК-2

«... И все в итоге оказалось совсем не таким, как я себе представляла: на самом деле в рисовании много веселья, можно рисовать любые дурацкие вещи, сочетать разные материалы и делать действительно невероятные штуки из какого-то мусора. 

Сейчас, после курса, я почувствовала, что начала что-то понимать, прозревать. Какие-то знания я пытаюсь запомнить и заучить, какие-то уже сами вплелись в практику. Про края листа вот, кажется, стала больше понимать и пытаюсь не забывать про это)

Что еще:
— я теперь всегда веселюсь, когда рисую, даже когда получается фигня
— я узнала, что в рисовании все же есть правила, поэтому стала лучше понимать работы других художников
— я научилась ставить себе задачи, а не просто рисовать красивое яблочко на столе
— я узнала, какие техники и материалы нравятся мне на данный момент
— я бы хотела рисовать и дальше, у меня даже появился страх опять все забросить, поэтому активно придумываю себе темы и занятия после курса)   

Спасибо всем преподавателям за крутые зумы, интересные задания и ценные комментарии! Лене Булай — за поддержку и отрезвляющие консультации) Спасибо Диме, Инне и всем, кто причастен к созданию этого суперкурса и помогал его проходить!»
– Лиля Колупаева, БК-3
«Пришла на курс чтобы больше рисовать, не ставила никаких больших задач, хотела больше рисовать руками, вне работы (не коммерческое и не по референсам), попробовать разные материалы . В итоге в конце года поняла, что помимо постоянного получения радости от процесса, очень выросла и в работе тоже. Больше понимания композиции, цвета, внимания к деталям).

Спасибо за курс, классные задания, за фотоклюб - это теперь любимая субботняя практика. Теперь остается только одна проблема - не учиться новому не получится, хочется и дальше продолжать узнавать новое в рисовании)»
– Нина Четвертнева

«Спасибо! Курс обогатил меня не только техниками и приёмами, но в первую очередь подходами, дополнительными оптиками через которые можно смотреть на графику и на мир в целом, и, конечно, людьми! Счастлива познакомиться со всеми вами!
Последние полгода я живу в пертрубациях, на которые совершенно не рассчитывала еще в начале года (и мне откровенно не хватило сил), но я рада, что курс случился, потому что он был источником не только знаний, но радости.

Самое важное, что я унесу с собой:

  1. Ощущение возможности зайти на поле искусства и начать называть, и, главное, чувствать себя художницей.
  2. Отсуствие страха пробовать разное и новое, делать так как не делала!А ещё я наконец-то перестала бояться рисовать пространства и светотень.
  3. Ненасильственный подход к рисованию, умение отличать что нужно и круто забрать для меня как художника, а что можно оставить для меня только как для зрителя, внимательное отношение к своим ощущениям во время создания чего-то.
  4. Комфорт в сильно ограниченном по времени (нарисовать что-то осмысленное по заданию за две минуты, такое мне раньше было непосильно).
  5. Удобно огранизованное рабочее место! :D

Ещё раз спасибо, всех люблю!»
– Мария Копылова, БК-2

«Кажется, наконец научилась менять настройки в рисовании. Раньше мне было скучно переделывать работу, если она мне не понравилась, сейчас нет таких сложностей, потому что есть понимание, что можно изменить: контраст, штриховку, от пятна или от линии, больше черного или белого, и т.д. Особенно меня это радует, потому что как будто закрывает мою цель, с которой я шла на курс - рисовать осознанно и ставить цели перед рисованием. Во-первых, после курса и многочисленных заданий есть идеи, как усложнить себе задачу, садясь рисовать. Во-вторых, даже если увлеклась и села рисовать, потому что красиво и душа просит, можно всегда подумать, что можно изменить и нарисовать еще раз. В идеале, конечно, с первого раза подумать, какими настройками я собираюсь управлять. Наверное, будет следующая цель, к которой я буду стремиться)»
– Юля Миженина, БК-3

«За время обучения мне удалось собрать разрозненные знания в какую-то структуру, попробовать разные материалы о существовании которых я и не подозревала, но самое главное я начала рисовать на бумаге часто и с удовольствием. Вместе со знаниями, постоянной практикой пришла уверенность и даже смелость. Спасибо вам за Большой Курс!»
– Азиза Кучмезова, БК-3
«До бк рисование было моим хобби, но как я и написала в шапке, но мне хотелось чтобы оно переросло в проф деятельность. И сейчас у меня появилось понимаю, как к этому прийти.. У меня нет худ образования, все мое обучение это различные онлайн курсы. До бк все, что я рисовала вне рамок этих курсов, не вызывало обычно у меня ничего кроме боли :) Сейчас я чувствую ощутимый прогресс по сравнению с тем что было. И всё, за чем я пришла на курс, я получила»
– Анна Одинец


«Спасибо большое за этот чудесный опыт. Ужасно рада всему что произошло, знакомству со школой, с преподавателями, с участниками.
Мне сложно сказать чему я научилась за год. Но точно чему то научилась. Рисунки стали живее и "раскомплексованей", а я счастливее».
– Наталья Кукреш

«Спасибо! Спасибо! Спасибо!
И как жаль, что всё так быстро закончилось.
Моя задача на курс была добиться живости рисования и попробовать как можно больше разных графических техник. Всё это определенно мне удалось.
Да, не всё у меня получилось идеально, иногда было очень сложно, определнно есть куда расти и развиваться (и за понимание направлений тоже спасибо БК). Но удовольствие я получила огромное и с нетерпением жду второй поток второй части БК.

Мне стали нравиться мои работы! Вижу
рост

Отдельное спасибо Лене за её огромную поддержку во время всего курса, дополнительные практики и особенно за поддержку во время выполнения проекта!»
–Ирина Могилевская, БК-2

«Чему научилась:
Пожалуй главное — не бояться, а пробовать, погружаться в процесс и удивляться и радоваться результату.
Мне кажется, я еще больше влюбилась в графику, разглядев безграничные возможности техник.
Очень рада, что попробовала такое количество инструментов и способов. И очень благодарна Лене за поддержку и мудрые советы. Конечно, большое спасибо всем кто готовил и вел этот курс для нас».
– Ольга Туркина, БК-2

«Привет! Хочу сказать большое спасибо команде Простой школы, всем преподавателям и коллегам по курсу.
Я много лет работала в диджитале в одном стиле и практически не рисовала от руки. На курсе я поработала самыми разными материалами, лучше стала в них ориентироваться и теперь знаю, какая из техник мне больше нравится.
Поскольку я не училась в художественной школе, некоторые очевидные вещи были для меня новыми. Я поняла, как можно работать с пятном и как начинать рисунок от пятна. Подобралась к пониманию, как работать с перспективой и пространством. Параллельно с курсом ходила на наброски с натуры и на фотоклюб. По сравнению с тем, что было в начале курса, стала чувствовать себя спокойнее и свободнее. Было много очень ценных лайфхаков. Много теории, которую еще предстоит переработать
и применить в своей практике. Но главное — появилось понимание, в каком направлении хочется двигаться дальше».
– Нана Тотибадзе, БК-3
В разное время над курсом работали
  • Дмитрий Горелышев
    Художественный руководитель курса
    Художник-график. Сооснователь и художественный руководитель Простой школы. Старший преподаватель кафедры академического рисунка РГХПУ им. Строганова. Преподаватель Британской школы дизайна. Создатель и модератор виртуального Музея рисунка.

    Инстаграм
    Телеграм-канал
  • Инна Никитина
    Продюсер и редактор
    Окончила Оренбургское художественное училище, участница Грфмастерской Д. Горелышева и множества курсов в школе. Продюсер, главред и контент-менеджер.

    Инстаграм
    Телеграм-канал
  • Юлия Каберник
    Менеджер
    Менеджер учебных программ и координатор. Участник учебной группы Димы Горелышева.


    Инстаграм
  • Елена Булай
    Куратор третьего потока
    Книжный (и не только) иллюстратор, а теперь уже и немного автор. Окончила Полиграф и курс иллюстрации Меламеда в Британке. Дипломант и лауреат конкурса книжной иллюстрации «Образ книги» (2020, 2021). Дважды победитель конкурса иллюстрации Болонской книжной ярмарки (2021, 2022).

    Биханс
    Инстаграм
    Фейсбук
  • Никита Никитин
    Идейный вдохновитель и директор
    Сооснователь и директор Простой школы. Художник, дизайнер.


    Инстаграм
    Телеграм-канал
  • Аня Журко
    Куратор первого потока
    Окончила кафедру керамики МХПА им. Строганова и Московский Государственный Университет Печати по направлению графика.

    Сооснователь Дизайн-бюро «Щука». Участник товарищества иллюстраторов «Цех». В разное время сотрудничала с журналами «Секрет Фирмы», «Инсайдер», «Италия», «Московское наследие», «Пиар», «Мамас энд Папас», «Что читать». Рисовала иллюстрации для издательства «Самокат». Иллюстрировала проекции в павильоне «Северные сказки» в Парке Горького.

    Инстаграм
  • Юлия Дробова
    Куратор первого и второго потоков
    Художник-иллюстратор из Берлина. Рисовала для «Батенька, да вы трансформер», Яндекса, Вилладжа. Финалист конкурса иллюстрации «Голден Пинуил». Участник резиденции «Сите Интернасьонале дез Артс» в Париже. Соорганизатор рисовального онлайн-клуба «Браш Ап Клаб». Трижды входила в список победителей конкурса иллюстраторов при Болонской книжной ярмарке (2021, 2022 и 2023)

    Cайт
    Инстаграм
    Биханс
  • Лена Чернова
    Куратор второго потока
    Художник-график. По образованию — театральный художник. Сейчас исследует графику и иллюстрацию.

    Инстаграм