Живое рисование: теория и практика

Онлайн-курс Ивана Григорьева из 12 лекций с теорией и практикой
Теория тоже будет, конечно — первую четверть занятия. А после Иван будет анализировать работы разных художников, чтобы показать тему на примерах. Те, кто захочет закрепить новое знание через руку останутся на практическую часть — сразу выполнят задания и получат разбор своих рисунков.

Начнем с понятий попроще: как рисовать, если не умеешь; почему взгляд любителя может быть острее профессионального; что общего у старых мастеров и у современных художников.

Постепенно темы будут усложняться и дойдут примерно до таких: как научиться видеть цвет; почему мы рисуем на белом и как сделать белой тень, чтобы получилась действительно тень; как пользоваться перспективой.

Всё это с примерами интересных эпизодов из истории искусства и жизни художников.

На кого рассчитан курс
Участников любого уровня от 14 лет. Тем, кто никогда не изучал историю искусств, он поможет узнать о важных понятиях и принципах визуального без погружения в унылые дебри сухой теории.

Каким запросам отвечает
– Просто интересуюсь искусством, рисовать не планирую
– Только начинаю рисовать, — ничего не понятно, но очень интересно
– Рисую давно, хочется обогатить практику опытом других художников
– Мне нужно будет изучать историю искусств в будущем
– Хочу стать художником

Что развивается
• Умение видеть. То есть, прокачиваются навыки восприятия от самых базовых и простых — вроде тона, цвета, света — до более сложных. композиционные построения. Всё это не по отдельности, а в связи с общими задачами произведения.
• Навык анализа работ — в том числе, и своих.
• Понимание, какие знания действительно необходимы для художника.
• Понимание, как выстраивать стратегию, которая поможет познавать новое и приобретать навыки.

Результат
• Новый взгляд на искусство.
• Фактические и теоретические знания.
• Аналитические копии и собственные работы — 3–4 за урок, примерно 36-40 за весь курс.
Эти лекции — способ погрузиться в историю искусств с практической стороны. Изучать не только кто, что, когда нарисовал и почему это здорово, но и замечать эти ходы в современных работах, и применять их на практике
Иван Григорьев — лектор
Закончил Московский Полиграф (МГУП) в 2001 году
(специальность «художник-график»).
Учился у художников Владимира Шишкова и Александра Ливанова. Преподавал в Институте Бизнеса и Дизайна (факультет иллюстрации и анимации), на режиссерских курсах при студии «Союзмультфильм» и в собственной студии

Инстаграм
700 ₽
7200 ₽
Одна лекция в записи
Все лекции
8400 ₽
Программа
1. «Упрощённое рисование» или как рисовать, если не умеешь
А также что такое пластическая идея
Если есть желание, надо рисовать сразу и не тратить много времени на схемы и построения. Академическое обучение для этого не подходит, потому что рассчитано на годы ежедневной многочасовой практики. Так что универсальным методом его не назовешь. А какой назовешь и как с ним работать выясним.

Разберем простые сюжеты из поздней графики Моранди и Митрохина, чтобы понять, как и с чего лучше начинать. А узнав некоторые секреты композиции, сделать процесс более управляемым. И более увлекательным, — ведь теперь более-менее понятно, как искать удачную композицию!

Практика
Копируем простые рисунков Моранди и Митрохина.

Что подготовить
– Бумагу А4 — 2-3 листа
– Графитный карандаш
2. Гениальные дилетанты
Почему искусство не может обойтись без «любителей»
Говорим о «непрофессиональном» рисовании на примерах работ очень разных по характеру художников. Среди них Константен Гис и группа «Тринадцать», Ван Гог и Анна (Бабушка) Мозес. Вместе с Шарлем Бодлером ищем ответ на вопрос «почему взгляд любителя может быть острее и современнее взгляда профессионала?»

Практика
Рисуем небольшой натюрморт из простых предметов, по образцу натюрмортов Митрохина. Потом его же, но в технике художников группы «Тринадцать». Сравниваем выразительные возможности карандаша и мягких материалов. Формат А7–А6.

Что подготовить
– Простой натюрморт из небольших предметов
– Бумагу А4 — 2-3 листа
– Графитный карандаш
– Сыпучие материалы — мелки, сангину, сепию
– Серую тушь (разбавленную черную)
3. Как стать профессионалом
Что такое профессионализм в искусстве и чем его можно заменить?
Кто такой профессиональный художник? Как им стать? Да и надо ли? Что такое хороший рисунок и как научиться рисовать? Выясняем, по каким качествам мы оцениваем художника и произведение. И как приобрести эти качества. Или заменить другими — тоже вариант.

Практика
Копируем классическую композицию Николы Пуссена: сначала в набросочной манере, как на предыдущем занятии, потом кубизируя формы. Формат А6–А5.

Что подготовить
– Бумагу А4 — 2-3 листа
– Графитный карандаш
– Мягкие материалы — мелки, сангину, сепию
– Серую тушь (разбавленную черную)
4. Джексон Поллок и выгребная яма Рембрандта
Что общего у старых мастеров и современных художников
Выясняем, как работа с материалами определяет стиль художника и почему художники разных эпох понимают друг друга лучше зрителей. Как устроена плоскость картины и что такое «медиальная специфичность».

Практика
Выполняем упражнения на контрформу: создаем простейшую абстрактную композицию по мотивам фигуративной. Сначала рисуем карандашом, потом обогащаем работу фактурами мягких и текучих материалов из второго задания.
Формат А7–А6.

Что подготовить
– Бумагу А4 — 2-3 листа
– Цветные карандаши
– Мягкие материалы — мелки, сангину, сепию
– Серую тушь (разбвленная черная)
– Акварель
5. Неизбежная глубина
Почему не бывает плоских картин
Как наш глаз везде находит пространство? Какими способами художники передают глубину? Что такое оверлэппинг? Почему нарушение пространственных отношений — это страшный сон художника?

Отвечаем на все эти вопросы и выясняем, как физик Нильс Бор и психолог Эдгар Рубин открыли главный принцип искусства. Какой принцип, кстати?

Практика
Копируем картину «по пятнам». Вычленяем фрагмент и создаём самостоятельную композицию. Ищем способы углубить пространство.

Что подготовить
– Бумагу А4 — 2-3 листа
– Цветные карандаши
– Мягкие материалы — мелки, сангину, сепию
– Серую тушь (разбвленная черная)
– Акварель
6. Тайна Гольбейна
Объём на плоскости в шляпе
Обычно так: чтобы передать объём, нужно использовать светотень. А на самом деле так: есть другие способы моделировки формы. Метод великих художников из династии Гольбейнов прославил эту семью на века.

Сравниваем разные варианты отображения трёхмерности и выясняем, как объём работает в композиции.

Практика
«Портрет чайника в шляпе»: рисуем простые объёмные предметы по методу Гольбейна. c постепенным усложнением.

Что подготовить
– Светлые небольшие предметы округлой формы. Идеально подойдёт посуда с ручками или носиком, например — заварочный чайник.
– Бумагу А4 — 2-3 листа
– Графитный карандаш
– Серую тушь (разбвленная черная)
7. Исцеление тенью
Светотень в искусстве
История тени в искусстве от виллы Мистерии, кьяроскуро и тенебризма до Пикассо (если вам незнакомы эти понятия, это ничего, мы с ними там и разберемся). Выясняем, как возникла светотень, как она служит композиционным задачам и как с ней работать.

А еще узнаем, как библейский сюжет открыл путь тени в искусстве Ренессанса. И почему художники Востока видели на лицах европейских портретов грязь.

Практика
Падающая тень как проекция предмета: рисуем освещённый натюрморт. Делаем предметы плоскими, но сохраняем глубину за счет падающих теней. Добавляем в уплощённую композию из прошлых заданий тени и наблюдаем эффект углубления пространства при плоской передаче предметов. Формат А5-А4.

Что подготовить
– Бумагу А4 — 2-3 листа
– Цветные карандаши
– Мягкие материалы — мелки, сангину, сепию
– Серую тушь (разбавленная черная)
8. Вечные ценности
Тон и валёр в искусстве
Французское слово «валёр» (цена, ценность, качество) давно используется художниками для обозначения тональных отношений в живописи и в графике. Что нужно знать об этом, чтобы «не наврать в валёре» и правда ли что можно «писать любой грязью» если точно передаешь тон?

Практика
Работаем с тоном и цветом, а рисуем натюрморт. Изображаем поверхности разной окраски под разным углом к свету — «гармошка» из бумаги, простые объёмы.


Что подготовить
– Бумагу А4 — 2-3 листа
– Цветные карандаши
– Мягкие материалы — мелки, сангину, сепию
– Серую тушь (разбвленная черная)
– Акварель
9. Сине-чёрное или золотое?
Как научиться видеть цвет
Поговорим о разных методах работы с цветом, выясним, что такое локальный, пространственный, условный цвет в изображении. Убедимся, что даже дальтоник может создавать эффектные цветовые композиции, пользуясь методом условного цвета. А потом усложним задачу, чтобы увидеть богатый и сложный цвет.

Практика
Параллелепипеды и цилиндры — цветные полосы на бумажной «ширме-гармошке». Рисуем серый натюрморт с вкраплениями локальных акцентных цветов и с двумя источниками света — тёплым и холодным.


Что подготовить
– Бумагу А4 — 2-3 листа
– Цветные карандаши
– Мягкие материалы — мелки, сангину, сепию
– Серую тушь (разбвленная черная)
– Акварель
10. Белая тень
Почему мы рисуем на белом
Рисовать нетрудно. Белый лист бумаги — это уже готовый рисунок, который надо немного «дожать»: где-то углубить, где-то сделать более выпуклым. Рисование — это «лепка из белого». А художник только придаёт форму белизне.

Выясняем, как научиться превращать плоский лист в рельеф. И передавать белым цветом не только свет, но и тень.

Практика
Копируем гравюры Голицына или Захарова, а затем Бенуа Гийома. Используем более широкий тональный диапазон гравюрной техники в работе карандашом: от черного к лёгкому серому.

Что подготовить
– Бумагу А4 — 2-3 листа
– Черный карандаш
– Черную тушь
11. Превращение в точку
Как пользоваться перспективой
На занятии разберем: почему глаз «ошибается», какую перспективу называют «безмозглой», зачем основоположник советской космонавтики занялся древнерусским искусством и как его теория помогает рисовать пространство точно, но не фотографично.

Практика
Параллелепипеды, цилиндры — усложняем простые постановки, добавляя простые предметов. Работаем с одноточечной и двухточечной перспективой, и схождением линий. Рисуем натюрморт с «расходящимся пространством».

Что подготовить
– Бумагу А4 — 2-3 листа
– Цветные карандаши
– Мягкие материалы — мелки, сангину, сепию
– Серую тушь (разбвленная черная)
– Акварель
12. Сильный ракурс
Как сделать рисунок острым, а пространство глубоким
Ракурс — самое мощное средство передачи глубины. Почему художники считают, что все элементы картины должны быть «ракурсными»? Как научиться изображать сильное сокращение предмета? И есть ли ракурс в картинах Матисса?

Почему художники считают, что все элементы изображения должны быть «ракурсными», как научиться изображать сильное сокращение предмета и есть ли ракурс в картинах Матисса?

Практика
Параллелепипеды и более сложные формы. Кладем на коробки более сложные предметы и рисуем их вместе.
Следующая часть — разместить сложные предметы внутри коробки. Чтобы порисовать сложную ракурсную поверхность, соотнося её с простым объёмом параллелепипеда.

Что подготовить
– Бумагу А4 — 2-3 листа
– Цветные карандаши
– Мягкие материалы — мелки, сангину, сепию
– Серую тушь (разбвленная черная)
– Акварель
Ответы на частые вопросы
Есть ли в лекциях практическая часть?
Да, — после того, как Иван рассказывает тему и показывает работы разных художников, он дает задание. Люди на созвоне рисовали по нему сразу, вы можете поставить паузу, порисовать, а потом снова вернуться к видео и посмотреть разбор работ тех участников, которые были на созвоне.

А я могу получить разбор своих работ?
К сожалению, нет — это запись лекций, которые проходили «вживую». Если очень хотите получить разбор Ивана, приходите, когда мы снова запустим этот цикл «вживую».

Ну а разбор работ других ребят я там увижу?
Это да, — последние 30-40 минут каждого видео как раз посвящены разбору.
Купить лекции курса
Если у вас есть вопрос — напишите!
Каждая лекция идет 2–2,5 часа. После лекции — практическое задание. В конце — разбор рисунов участников, присутствовавших на созвоне.
«Живое рисование: теория и практика»