Как рисовать
наброски
Курс Кирилла Зимана
Этот курс показывает, сколько разных подходов можно применять в набросках с натуры. каждым разом будут материалы и техники, а с ними всегда меняется и взгляд, — то, как вы смотрите на натуру и на лист. Поэтому смена материала поможет узнать о натуре больше.

Всё, что будет разбираться на этом курсе, применимо не только к фигуре человека, но и к любой другой теме, — например, портрету или пейзажу.
Блок первый. Линия
В этом видео Кирилл показывает, как рисовать линейные наброски линером или шариковой ручкой. Это очень жесткие материалы, которые почти не позволяют менять толщину линии или нажим, и не позволяют ошибаться — но это-то нам и нужно.
Два основных инструмента графики — линия и пятно. Для набросков они тоже подходят. Чтобы лучше разобраться, как они работают, предлагаем сначала разделить их и поработать с каждым по отдельности. А затем соединить, — но уже владея каждым чуть лучше.

Сначала линия. Это самый очевидный и доступный инструмент графики, — чаще всего рисование набросков начинают именно с нее. Поэтому давайте разберемся, как она работает.

Что может линия
Линия может выделить объект из среды — для этого достаточно обвести силуэт. Сделать так, это как бы сказать: «есть среда, а есть вот этот объект, — например, человек, — мне он интересен».

Линия может показать, как объект устроен. Для этого она заходит внутрь силуэта, показывая, что форма состоит из частей. И что эти части расположены в пространстве относительно друг друга и относительно наблюдателя. То есть, пересечение линий на силуэте показывают устройство и объем формы.

Когда пересечений не хватает для того, чтобы выразить объем, можно использовать точки и засечки, которые обозначают выпуклости и повороты формы.

Задачи
Нарисуйте от 10 до 20 набросков линером или шариковой ручкой, ничего не намечая и не исправляя. В рисовании используйте два подхода — начиная с какого-то фрагмента и сразу компонуя фигуру целиком.
Цель этих упражнений — начать внимательнее смотреть на натуру. Часто бывает, что начинают рисовать даже не посмотрев, а потом уже замечают, что что-то пошло не так и поправляют набросок. Тут не будет возможности исправить, поэтому придется все время очень внимательно смотреть на натуру и на лист, постоянно сравнивая между собой части, наклоны и пустоты.

Еще одна цель — освоиться с тем, как подробно и убедительно рассказать об объеме и пространстве фигуры только линией. Увидеть, что линия подходит не только для срисовывания силуэта, но и для полноценного рассказа про объем.
Материалы
– Черный линер — лучше потолще 0.8 или 1.0
– Черная шариковая ручка — тоже потолще
– Тонкая бумага для набросков — формат А3
Несколько рекомендаций по выполнению упражнений
→ Рисуйте медленно
Постарайтесь растянуть один рисунок на 15-20 минут, а можно и на все полчаса. Так у вас будет время внимательно посмотреть на натуру.

→ Сразу «запускайте» линию внутрь силуэта, чтобы показать объем и пространство
Представляйте, что ведете линию вглубь листа, как будто провожая направление формы. А когда ставите точки и засечки, представляйте, что вы как бы ощупываете ими поверхность.

→ Попробуйте начать с любой части листа
Например, с середины. И дальше идите от нее к краям. Не переживайте о композиции, — как придет к краям, так и придет. Если срежется, то срежется, — ничего страшного. Нарисуйте 5-7 листов с таким подходом.

→ Попробуйте закомпоновать фигуру целиком
Для этого найдите глазами на фигуре крайние точки, отметьте их на листе. Затем найдите середину, затем середину нижней половины и середину верхней половины. Все это тоже отметьте едва заметными точками. Теперь, когда у вас есть разметка и вы глазами познакомились с пропорциями фигуры, также начинайте с какой-то части и не спеша двигайтесь, внимательно разбирая силуэт и события внутри него.

→ Пока рисуете, обращайте внимание на ошибки и неточности
Просто отмечайте их про себя, но не торопитесь исправлять. Дорисуйте набросок до конца, даже если все пошло не так, а затем начните новый.

→ Когда вы уже порисовали так какое-то время, постепенно ускоряйтесь
Но даже в быстром рисовании продолжайте соблюдать принцип — рисовать сразу максимально точно, ничего не исправлять и не намечать.
Продолжаем разбираться с тем, как работает линия. Теперь рисовать будем карандашом — пробовать разный нажим и смотреть, что получается.
Работа линией — это работа с объемом и пространством. В прошлом задании чтобы передать объем вы использовали пересечение линий, которые показывали, как одна форма заходит за другую. А разными точками и засечками внутри силуэта вы «ощупывали» более мелкий рельеф.

Теперь к этому добавляется нажим.

Мы очень легко обманываемся и начинаем видеть на плоском листе объем и глубину. Достаточно поставить несколько разных по нажиму точек — и уже возникает ощущение, что одна из них ближе, другая дальше. А если провести линию, постепенно усиливая нажим, то нам явно кажется, что эта линия идет на нас — темная часть линии кажется ближе к нам.

Если нарисовать, например, ногу, и с одной стороны провести легкую линию, а с другой более активную, это усилит ощущение цилиндричности ноги. И наоборот, если обвести что-то круглое одинаковой линией, это уплощает силуэт.

Если усилить нажим на линию к низам формы, это усиливает ощущение того, что форма в этих местах подворачивается, — как будто темная линия обозначает тень.

Задачи
Нарисуйте наброски карандашом, используя разный нажим.
Минимум 15, максимум — сколько осилите
• Прежде чем рисовать модель, поработайте с разными линиями — посмотрите какой диапазон нажима есть у вашего карандаша
– Попробуйте провести максимально светлую линию и максимально темную
– Потренируйтесь изменять нажим внутри одного движения
– Попробуйте сделать плавную растяжку от самой легкой линии до самой темной, не отрывая руки
– Попробуйте несколько разных хватов, — посмотрите, как от этого меняется характер линии

• Вспомните правило, которого вы придерживались в предыдущем задании – рисовать сразу, ничего не намечая и не исправляя
К нему добавляется еще одно — регулировать нажим сразу. То есть, сразу проводить темную линию там, где нужна темная, и легкую там, где нужная легкая. Вариант сначала все легко наметить а потом местами обвести не подходит.

• Рисуйте наброски модели, как в прошлом задании
Но теперь вместо линера или ручки у вас мягкий карандаш. А к пересечениям линий и точкам-засечкам внутри силуэта добавился еще разный нажим и характер линии.

• Попробуйте в нескольких местах растереть линию пальцем
Этим можно либо усилить выступающие части или подчеркнуть низы.

• Начните с рисунков по 10-15 минут и постепенно ускоряйтесь
Пять, три, две, одна минута. Даже в очень быстрых набросках успевайте подумать про нажим и как-то применить его.

• С композицией работайте, как и в прошлой теме
Можно начинать с любого удобного места и от него расходиться к краям и спокойно срезать фигуру, если она не поместилась в лист. Можно размечать края и середину, чтобы наверняка фигуру уместить. А можно сразу намеренно компоновать не всю фигуру, а фрагмент, например торс.
Материалы
– Мягкий карандаш: графитовый или черный. Попробуйте несколько разных по мягкости и выберите тот, который больше нравится
– Рисовальная бумага А3 или А4
Работа с пространством
В работе с разным нажимом приходится начать думать о пространстве позы — какие части тела ближе к нам, а какие дальше, и какое у них направление.

Это сильно меняет восприятие фигуры. Оказывается, что всегда, — даже в самой спокойной позе, — человек как-то расположен относительно нас в пространстве. И кроме колебания формы по силуэту, есть еще колебания формы по глубине. А в динамичных ракурсных позах части тела могут быть значительно и неожиданно разнесены в глубину.

Чтобы убедиться в этом, обойдите модель вокруг и посмотрите на одну позу с нескольких ракурсов. Если с одного ракурса вам покажется, что между этими частями почти нет расстояния, то посмотрев на эту же позу под 90 градусов, вы увидите, что между ними метр или больше.

Цель упражнения — начать обращать внимание на то, как фигура расположена в пространстве: что ближе, а что дальше; как части тела направлены в пространстве, относительно нас и относительно друг друга.

Вторая цель — увидеть, какие широкие возможности есть у карандаша и какой разной может быть карандашная линия.
Теперь — линейные наброски кистью. Кисть хороша тем, что на нее не нужно давить, она рисует сама. Рисование кистью сильно меняет моторику и отношение к линии, — малейшее изменение веса заметно влияет на толщину линии.
Рисование кистью почти не отличается от рисования карандашом, но теперь вместо нажима появляется толщина. Линия пошире хорошо выделяет то, что ближе к нам, и подчеркивает низы или теневые стороны частей тела.

Кисть сильно меняет отношение к линии и к нажатию — часто после нее руки становятся более легкими.

Кисть не любит жесткости и неуверенности. Она вынуждает работать максимально легко и уверенно, — даже если на самом деле никакой уверенности нет.

Инструменты
• Возьмите несколько разных кистей
На видео Кирилл использует среднюю кисть для каллиграфии, колонок №3 и брашпен.

• Возьмите несколько разных кистей
На видео Кирилл использует среднюю кисть для каллиграфии, колонок №3 и брашпен.

• Выберите, чем рисовать
Подойдет черная тушь или акварель. Тушь дает ровный густой тон, а в акварели тон можно варьировать.

• Бумагу лучше взять плотную
Чтобы ее не коробило от воды, — например, обычный или акварельный ватман.

• Прежде чем рисовать с натуры, попробуйте, что может каждая кисть– Найдите самую тонкую линию и самую широкую
– Попробуйте плавно поменять толщину линии внутри одного движения кисти
– Поищите разные хваты: что будет, если взять кисть поближе к волосу? Ближе к концу черенка? Насколько легко можно ее держать?
– Заметьте, что когда тушь подсыхает на кисти, линия становится шершавой и рваной — это тоже можно использовать.

Подойдет черная тушь или акварель. Тушь дает ровный густой тон, а в акварели тон можно варьировать.

• Бумагу лучше взять плотную
Чтобы ее не коробило от воды, — например, обычный или акварельный ватман.

• Прежде чем рисовать с натуры, попробуйте, что может каждая кисть
– Найдите самую тонкую линию и самую широкую
– Попробуйте плавно поменять толщину линии внутри одного движения кисти
– Поищите разные хваты: что будет, если взять кисть поближе к волосу? Ближе к концу черенка? Насколько легко можно ее держать?
– Заметьте, что когда тушь подсыхает на кисти, линия становится шершавой и рваной — это тоже можно использовать.
Задачи
Нарисуйте минимум 15 набросков фигуры кистью
Начните с десятиминутных и постепенно ускоряйтесь, — кистью любит легкость и скорость.
Не бросайтесь сразу рисовать
Сначала просто посмотрите. Подумайте, чем поза интересна; оцените, какая часть тела ближе к вам, какая дальше от вас и как остальные направлены между ними.

Когда рисуете, в первую очередь думайте про разнообразие линии
Постарайтесь использовать в одном наброске и самую толстую, и самую тонкую линию. Больше внимания обращайте на то, как вы работаете кистью, чем на правильность того, что получается. Попробуйте найти такой способ рисовать, чтобы и вам, и кисти было приятно.

После того, как порисуете кистью какое-то время, вернитесь к карандашу или ручке и посмотрите, что поменялось


Линейная часть курса завершена. Дальше отложим на время всё, что разбирали в этой части и перейдем к пятну. Но только на время, потому что в третьей части нам все это снова понадобится.

Блок второй. Пятно
Линией вы изучали натуру, — разбирали из каких частей она состоит и как эти части расположены в пространстве. У пятна другая роль. Оно отвечает за впечатление от натуры. Причем, оно может быть не очень конкретным, почти абстрактным, но мы все равно узнаем и увидим в нем все, что нужно.

Чаще всего пятно не так привычно, как линия — особенно для начинающего. С линейными инструментами все знакомы, как минимум, умеют писать ручкой. А вот как работать кистью сходу бывает непонятно.

Поэтому это видео посвящено в первую очередь работе кистью.

Оставить отзыв
Если у вас есть вопрос — напишите!