Баланс черного
Курс Лены Черновой

1
Поиск и настройка инструментов
Все задания в этом курсе выполняются без предварительных эскизов и разметки карандашом. Чтобы работать уверенно без страха «испортить», возьмите побольше недорогой бумаги и если нужно, перерисовывайте несколько раз. Это поможет избавиться от лишнего напряжения и серьезности.

Еще вариант: вести два листа параллельно — здорово снижает значимость каждого из них и помогает расслабиться.

Часто в процессе работы над листом я замечаю, как можно было бы нарисовать лучше и мощнее — тогда беру следующий лист и рисую с учетом находок.
Варианты инструментов
• Толстые кисти — мягкая белка или колонок
• Щетина — обычная и стертая старая
• Китайские кисти для каллиграфии
• Тонкие кисти
• Брашпен с неразбавленной тушью. Например, марки «Сакура» — правда, дороговат. «Невская палитра» №3 — тоже неплох, и цена приятная :-)
• Металлические перья
• Рейсфедер
• Кола-пен — можно сделать самостоятельно (как сделать показываю в ролике 11:25)
• Бамбуковое перо — например, китайское
• Тростниковое перо (калам) — можно сделать самостоятельно (как сделать показываю в ролике 9:56)
• Зубочистка
• Деревянная шпажка тупым концом и острым
• Ватная палочка
• Натуральная губка — например, «Малевич»
• Деревянная вилка
• Любой другой инструмент, который вызовет любопытство попробовать им порисовать

2
Линия
Задачи
Ищем инструменты, пробуем самые разные и настраиваем их под себя. Выбираем три самых интересных/удобных и работаем с ними над линейным рисунком. Используем только линию во всем её разнообразии.
Линия — базовое, очень разнообразное, средство выразительности. Она может быть нежной, агрессивной, воздушной, строгой, динамичной, четкой, робкой и пр. Зачастую в рисовании мы используем какой-то привычный и сложившийся набор линий, если не обращаем на это пристального внимания.

Очень разной линия может быть в рамках рисования одним и тем же инструментом; представьте, какого разнообразия выразительности линии можно добиться, используя самые разные инструменты. Какие-то из них подходят нам больше, какие-то меньше. Предлагаю на этом курсе поискать инструмент, который будет вам помогать в рисовании.

В рамках первого задания сосредоточьтесь на очертаниях и поворотах формы, не обращайте внимания на симметрию и "правильное" рисование предметов. При этом не забывайте про композицию, как ваш рисунок расположен в листе, остаются поля нетронутыми или, наоборот, линии распирают лист изнутри и нарисованы навылет.
Чтобы сделать линии разнообразнее, меняйте:
– хват: дальше или ближе к пишущей части;
– скорость: медленное подробное рисование менять на быстрое и стремительное, — и наоборот;
– направление движения руки по листу: сверху вниз, снизу вверх, справа налево, по диагонали — часто мы привыкаем к одному и тому же типу движений, и слом шаблонов может привести к интересным результатам;
– рабочую руку: хардкор, но тоже имеет массу перспектив для использования;
– тип бумаги: гладкая или шершавая — решать вам.
Что рисовать
Автопортрет, портрет другого человека или животное в интерьере.
Если рисуете автопортрет, попробуйте поотражаться в зеркалах разного размера или переместите зеркало в непривычное место. Это поможет получить свежее впечатление, а так рисовать всегда интереснее. Можно увидеть в зеркале только часть тела, можно увидеть всю фигуру, можно только нос, но помните про пространство вокруг.

Портретное сходство сейчас не важно. Даже если вы не рисовали человека раньше, не обращайте на это особого внимания. Сейчас фокус на поиск выразительной линии и вашего графического языка.

Время
Потратьте на каждый лист от 30 мин до 1,5 часов.
Задания
1. Попробуйте каждый из инструментов на отдельном листе бумаге, без натуры. Привыкните к тому, как инструмент держится, как идёт по бумаге. Попробуйте разный хват, разное направление движения инструмента по бумаге.

Какие-то инструменты сразу ложатся в руку, какими-то рисовать неприятно, и сколько бы мы не пробовали, лучше не становится. Найдите те, что вам наиболее симпатичны.

В пробе используйте разную бумагу: гладкий Госзнак или рисовальный ватман, акварельная бумага с высоким содержанием хлопка, мелованная бумага, бумага для принтера (плотность не менее 120 гр) — на разной бумаге инструмент ведет себя совершенно по-разному. Определите, на какой вам рисовать комфортнее или интереснее всего. Отведите на это задание час.
2. Выберите три разных инструмента по душе и нарисуйте ими автопортрет в интерьере. Или другого человека, или домашнее животное — тоже в интерьере.

Минимум:
– три листа, нарисованных только тонкой линией;
– три листа — только толстой линией;
– два листа, совмещая тонкую и толстую линии в одном рисунке.
3. Снова нарисуйте автопортрет, или чей-то портрет, или животное, — но теперь придумайте свой инструмент из чего угодно. Это может быть прутик из веника, палка с улицы или склеившаяся тонкая кисточка, — в тушь можно макнуть что угодно, и оно будет оставлять след. Важно, насколько вам интересно с этим поэкспериментировать.

3
Пятно
Эту неделю мы посвятим тому, чтобы разобраться, как работает белый тон на черном, а черный на белом. Делать это мы будем с помощью пятна.

Пятно — еще одно базовое средство выразительности. И в пятне нас прежде всего интересует силуэт. С помощью пятна мы можем передавать состояние и атмосферу.

Чем же пятно отличается от линии, если мы рисуем, например, очень толстой кистью? Линия имеет начало и конец, мы её где-то на листе начали и ведём по форме, поворачивая так как нужно. Пятно же можно наращивать из точки в любую сторону, находя наиболее точные очертания. Именно поэтому не стоит сначала обрисовывать очертания предмета, а потом закрашивать внутри контура. Почувствуйте разницу между рисованием с помощью пятна и с помощью линии, это два принципиально разных подхода.


Ощущениями от рисунка, состоянием, которое переживает зритель, можно управлять регулируя соотношение белого и черного в листе. Работа с большим количеством черного будет более напряженной, грозной, мажорной по тональности. Работа с большим количеством белого, наоборот, легкой, нежной и веселой.

Если заполнить лист множеством небольших черных пятен, и количество черного и белого будет примерно одинаковым, лист станет серым. Чтобы этого избежать, потренируемся на крайностях:
– сделаем несколько рисунков, где черного будет не меньше 80% от всего листа;
– вторая версия наоборот,
— чтобы черный «плавал» в белом.

Много черного в рисунке получается, когда мы рисуем что-то темное. В жизни это примерно те ситуации, когда в помещении или на улице очень темно, и мы видим лишь источники света и те фрагменты, куда упал луч света. При этом вам не обязательно моделировать это на натуре, такого состояния можно добиться, увеличив количество черного тона в листе намеренно.

Глядя на натуру, прищурьтесь очень сильно, так вы увидите пространство максимально цельно, только самые освещенные плоскости будут выделяться в общей массе.

Если говорить о случаях, когда много белого, то это, например, очень яркий солнечный день зимой, когда всё вокруг белое и контрастные тени.
Один и тот же мотив с разным количеством белого
Задачи
• Исследуем пятно, его количество в листе и как знак пятна «вставлен» в лист.
• Смотрим, как работает белое на черном и черное на белом.
• Учимся видеть и рисовать не отдельные предметы, а соотношения масс темного и светлого тона.
Что рисовать
Любые мотивы, которые интересны: пейзаж, портрет, натюрморт, интерьер или фигура в интерьере.

Время
На каждый лист от 30 мин до часа
Инструменты
Только пятновые: брашпен или любые кисти, — желательно потолще, — это убережет от соблазна нарисовать много деталей.
Эксперимент перед заданием
Нарисуйте на листе несколько маленьких рамок примерно 5x5 см. Возьмите большую кисть и поставьте несколько пятен с учетом разного количества черного и белого. Отложите этот лист подальше на час, а когда вернетесь к этим изображениям, найдите в них сюжеты.

Обычно мозг распознает в пятнах знакомую ситуацию, и сюжет в листе с абстрактным пятном возникает сам собой.
Задания
Используйте только пятно, обращайте внимание на границы и форму пятен на бумаге, как эти пятна взаимодействуют друг с другом. Следите за количеством белого и черного тона в листе. Предметы обобщайте и объединяйте в группы, не рисуйте отдельно.

Нарисуйте 3-5 рисунков, где черного ощутимо больше, где он формирует всё изображение
Небольшие белые фрагменты в этом случае становятся акцентами. Берегите белое, его должно быть мало, но на нём будет держаться вся композиция.

Нарисуйте 3-5 рисунков, где будет много белого, а черный остается на поверхности отдельными пятнами разной формы и величины
В этом случае экономим и бережём чёрное.

4
Текстура
Прежде чем начать рисовать, осмотрите пространство вокруг. Вы увидите, что все окружающие предметы и поверхности сделаны из разных материалов: дерево, пластик, ткань, камень, стекло и т.д. — они имеют разную фактуру и текстуру. При этом фактуру мы можем ощутить тактильно, а текстура - это рисунок материала, его мы видим глазами.

Изображение текстуры на рисунке помогает обогатить его визуально. Мы можем работать с текстурой для усиления достоверности изображаемых предметов, если работаем с реалистичным углубленным пространством. А можем с помощью текстуры усилить декоративный эффект, используя её как узор на ковре, если работаем с уплощенным пространством.

Для начала сделайте для себя палитру текстур: на отдельном листе наберите пятна настолько разных, насколько у вас получится. Начните с простых: точки, полоски разной толщины, клетка, штрихи и пр. Потом перейдите к более сложным: нарисуйте повторяющийся узор, используйте в одной текстуре два инструмента и т.д. Сравните их между собой, посмотрите какие сочетаются лучше и выразительнее, а какие похожи. Обратите внимание, что пятна получаются разного тона в зависимости от густоты и величины паттерна.

Когда приступите к рисования с натуры, постарайтесь не рисовать отдельные предметы, закрашивая их подходящей текстурой отдельно друг от друга. Текстуры могут пересекаться, накладываться друг на друга, перетекать одна в другую, создавая на листе единое пространство. Подходите к любой натуре как к букету цветов, рисуя пятна тона, а не отдельные предметы.

Будьте внимательны к белому в листе, черные пятна и линии можно использовать в самую последнюю очередь, их никогда не поздно добавить, если вам нужно что-то подчеркнуть и выделить.
Задачи
Расширяем тоновую палитру.
Роль серого тона выполняет текстура: – маленькие или большие точки;
– частые или редкие штрих;
– толстые или тонкие клетки;
– набор тонких или толстых линий;
– зигзаг;
– узор;
– любая другая.
Черные и белые пятна, и линии тут тоже используйте.

Текстура нужна для передачи двух вариантов пространства: углубленного и уплощенного. Чем крупнее и активнее паттерн, которым вы заполняете форму, тем объект будет казаться ближе.
Что рисовать
Любой мотив на ваш выбор: пейзаж, портрет, натюрморт, интерьер или фигура в интерьере.

Время
На каждый лист от 30 мин до 1,5 часов
Инструменты
Используйте те три инструмента, которые нашли для себя на первой неделе + любой другой.
Задания
1. На отдельном листе наберите пятна разных текстур: клетка разного размера, точки, линии, штрихи, паттерн. Можно использовать один инструмент, можно несколько на выбор, например, толстый и тонкий. Обратите внимание, что пятна получается разного тона в зависимости от густоты и величины паттерна, как они взаимодействуют друг с другом.

2. Нарисуйте с помощью одного типа текстуры минимум 3-4 листа.

3. Нарисуйте с помощью разных, контрастных текстур минимум 3-4 листа, назначив каждой группе или объектам разную текстуру. Текстура не обязательно должна повторять текстуру видимых объектов, напротив, может максимально входить с ним в конфликт.
Примеры для второго задания
Примеры для третьего задания
Можно рисовать текстурами по форме предмета или объекта.
Или наоборот — можно «сломать» форму и уплощить объект, заполнив его повторяющимся паттерном.

5
Финальная работа
В финальном задании суммируем все находки с курса и работаем с фотореференсом. По ходу курса мы попробовали силу пятна, линии и текстуры, — и теперь можем соединять их в любой пропорции или использовать отдельно. Потренируемся на статичной «натуре» — фотографии. Рисуем на большом формате, чтобы было где разгуляться.
Задачи
• Нарисовать сложный увеличенный объект в большом листе по фотореференсу, используя находки предыдущих недель.
• Использовать линию, пятно и текстуры в одном листе.
Что рисовать
Насекомое, часть механизма или велосипед, используя фотореференс как отправную точку.

Время
На финальный лист потратьте времени столько, сколько вам нужно. Можно рисовать в несколько подходов. Главное, не спешите.
Инструменты
На ваш выбор.
Задания
1. Выберите из предложенных фотореференсов один, с которым вы хотите работать. Перед началом работы на большом формате сделайте 3-5 небольших эскизов (не более А5 формата) с разными подходами.

В чем может быть разница подходов в эскизах:
– разная степень формализации: объект нарисован реалистично или его пропорции изменены;
– разные условия пространства: углубленное или уплощенное;
– количество черного и белого в листе;
– использование линии, пятна и текстуры в разных пропорциях.

2. Возьмите большой лист и нарисуйте по фотореференсу сложный, сильно увеличенный объект: насекомое, велосипед или механизм, используя любые приемы из тех, что были на курсе. Используйте референс как первоначальный импульс, не копируйте его буквально. Формализуйте, кадрируйте, меняйте условия освещения и задавайте свои условия игры.
Оставить отзыв
Если у вас есть вопрос — напишите!