Истории искусства: теория и практика

Карманный курс Ивана Григорьева из 12 лекций с теорией и практикой
Первые полчаса каждого занятия посвящены теории. А после Иван будет анализировать работы разных художников, чтобы показать тему на примерах. Те, кто захочет закрепить новое знание через руку, останутся на практическую часть — сразу выполнят задания и получат разбор своих рисунков.

Начнем с понятий попроще: как передать главное одной линией; как сделать даже незаконченный рисунок цельным; какую роль в композиции выполняет черный цвет.

Постепенно темы будут усложняться и дойдут примерно до таких: что такое ритм в рисунке; как передать движение; какую роль в композиции играют вертикали, горизонтали и диагонали. Всё это с примерами из истории искусства и жизни художников.

Первую и вторую части лекций можно смотреть в любом порядке, даже отдельно друг от друга — темы разные. Тот, кто посмотрит оба курса, узнает больше и разберется в основах искусства глубже. Но можно остановиться и на одном — выбирайте по силам.

На кого рассчитан курс
– На участников любого уровня от 14 лет
Тем, кто никогда не изучал историю искусств, он поможет узнать о важных понятиях и принципах визуального без погружения в унылые дебри сухой теории.

Каким запросам отвечает
– Просто интересуюсь искусством, рисовать не планирую
– Только начинаю рисовать, — ничего не понятно, но очень интересно
– Рисую давно, хочется обогатить практику опытом других художников
– Мне нужно будет изучать историю искусств в будущем
– Хочу стать художником

Примерное время
Минимум — 3 часа в неделю
Рекомендуемое — 5 часов в неделю

Что развивается
• Умение видеть. То есть, прокачиваются навыки восприятия от самых базовых и простых — вроде тона, цвета, света — до более сложных, вроде композиционных построений. Всё это не по отдельности, а в связи с общими задачами произведения
• Навык анализа работ — в том числе своих
• Понимание, какие знания действительно необходимы художнику
• Понимание, как выстраивать стратегию, которая поможет познавать новое и приобретать навыки

Результат
• Новый взгляд на искусство
• Фактические и теоретические знания
• Аналитические копии и собственные работы: 3–4 за урок, примерно 36–40 за весь курс

Продолжение лекций, которые помогут подойти к истории искусств с практической стороны
Иван Григорьев — лектор
Окончил Московский Полиграф (МГУП) в 2001 году
(«художник-график»). Учился у художников Владимира Шишкова и Александра Ливанова. Преподавал в Институте Бизнеса и Дизайна (факультет иллюстрации и анимации), на режиссерских курсах при студии «Союзмультфильм» и в собственной студии

Инстаграм
700 ₽
7200 ₽
Одна лекция в записи
Все лекции
8400 ₽
Как проходят уроки
Всё самое главное сформулировано и показано в первые полчаса. А дальше — анализ работ художников и практическое задание для самостоятельной работы. Оно даст возможность показать свои рисунки и получить рекомендации.

Для всех
• Рассказ — 25–35 мин (со слайдами!)
• Анализ произведений — 20–30 мин (тоже со слайдами)
• Вопросы и обсуждение работ в конце занятия

Для тех, кто хочет
• Практическое задание с разбором. Задание — в конце лекции,
разбор — в следующий раз.
Пример лекции
Запись второго зум-созвона первой части. Тема — «Гениальные дилетанты»
Программа
1. Одной линией
Рассмотрим быстрые зарисовки разных художников. Выясним, как расставить приоритеты, подчеркнуть детали и передать главное за минуты с помощью линии.

Практика
Копия зарисовки любого художника: от Рембрандта до Бенуа Гийома. Рисунок с натуры быстрой безотрывной линией. Акцент на направление масс, а не контуры.

Что подготовить
• Бумагу — формат А4, 3–4 листа
• Чёрную ручку • Карандаши
2. Оставляя белое
Выясним, почему старые мастера тщательно прорабатывали живописные работы и намеренно не доделывали графические. Освоим принцип non finito и попробуем рисовать так, чтобы остановиться в любой момент и все равно получить цельную работу.

Практика
Копия «незаконченного» рисунка любого художника. Рисунок с натуры по принципу non finito с случайным таймингом: когда закончится время неизвестно, поэтому нужно следить за цельностью.

Что подготовить
• Бумагу — формат А4, 3–4 листа
• Графитный карандаш
• Цветные карандаши
3. Абсолютный ноль
Лукас Кранах использовал чёрный как фон для чего угодно. А Казимир Малевич чёрным квадратом заменил само изображение. Роль чёрного менялась, но важной оставалась всегда — и в живописи, и в графике. На занятии научимся использовать черный в разных планах и управлять его звучанием с помощью формы пятна.

Практика
Копия любых гравюр на выбор: от работ XVI века до современных, — и добавление в них черного. Натюрморт с натуры с чёрным в разных планах.

Что подготовить
• Белую бумагу — формат А4, 3–4 листа
• Черный цветной карандаш
• Черную бумагу
• Черную тушь
4. Чистый цвет и извержение вулкана
Проследим историю «свечения чистого цвета» через работы классициста Клода Лоррена, его последователя Уильяма Тёрнера и художника XX века Марка Ротко. Увидим, как в наше время эта идея отразилась в световых инсталляциях Джеймса Таррелла.

Практика
Копия живописных работ цветным карандашом. Цель — плотность и звучность живописного цвета. Затем натюрморт или пейзаж с натуры по тем же принципам.

Что подготовить
• Бумагу — формат А4, 3–4 листа
• Цветные карандаши или пастель
• Акварель или гуашь на выбор
5. Ритмичное смотрение
Всё что мы видим в жизни и на картине объединено ритмически. Разберем, как вместо «предметного» восприятия научиться видеть ритмы.

Практика
Анализ ритмических построений — вычленение и копирование ритма.

Что подготовить
• Бумагу — формат А4, 3–4 листа
• Карандаши
• Тушь
6. Непрерывность
Всё в мире двигается, а изображение неподвижно — художники по-разному отвечали на этот вызов. Кубисты рисовали предмет с нескольких точек, воспроизводя движение глаза вокруг объекта. Футуристы изображали, как движется сама форма, причем все фазы одновременно. Рассмотрим и освоим эти и другие способы.

Практика
Копия работы кубистов или футуристов. Рисунок движения с натуры.

Что подготовить
• Бумагу — формат А4, 3–4 листа
• Цветные карандаши
• Мягкие материалы: мелки, сангину, сепию
• Серую тушь — черную, разбавленную водой
• Акварель
7. Формат кадра
Движение вдоль поверхности листа — фриз. Это рассказ без начала, центра и завершения. Всё иначе в вертикальном изображении. На занятии разберёмся, зачем по-разному «кадририровать» реальность и какую роль в композиции играют горизонталь, вертикаль и диагональ.

Практика
Копия горизонтальной и вертикальной композиции. Натюрморт с натуры: горизонтальный и вертикальный формат.

Что подготовить
• Бумагу — формат А4, 3–4 листа
• Цветные карандаши
• Мягкие материалы: мелки, сангину, сепию
• Серую тушь — черную, разбавленную водой
• Акварель
8. Кубики пространства
Великие скульпторы Микеланджело, Роден, Джакометти и Бранкузи не копировали реальность, а занимались вопросами движения, поверхности и массы. Разберем, как это поможет художнику решить композиционные задачи плоскостного изображения.

Практика
Рисунки по мотивам разных скульптур. Рисование с натуры на объёме: на бумаге, свернутой в цилиндр, бумажном стаканчике, кубике из бумаги.

Что подготовить
• Бумагу — формат А4, 3–4 листа
• Чёрную тушь
• Серую тушь — черную, разбавленную водой
• Цветную бумагу
9. Изобретение живописи
В античности считали, что живопись изобрела греческая девушка, которая обвела тень профиля возлюбленного. В этой легенде есть зерно истины — традиционная европейская система ограниченной плоскости возникла именно в Древней Греции на основе профильного изображения. Рассмотрим смысл этой системы и выясним, как она влияет на всё, что мы рисуем.

Практика
Копия греческого изображения. Рисунок с натуры с помощью линии и силуэта.

Что подготовить
• Бумагу — формат А4, 3–4 листа
• Карандаш
• Чёрную тушь
• Серую тушь — черную, разбавленную водой
10. Форма воздуха
Контрформа — это не просто плоский промежуток между фигурами, но и глубина. Проследим ее историю в истории искусства и научимся создавать рельефное изображения, рисуя не предметы, а пустоты между ними.

Практика
Аналитическая копия с вниманием к контрформам. Рельеф из плотной мятой бумаги с дорисовкой карандашами. Натура — натюрморт.

Что подготовить
• Плотную бумагу — формат А4, 3–4 листа
• Карандаши — графитные или цветные
11. Рельеф и планы
Планы в изображении как прошлое, настоящее и будущее. Главный план, «настоящее», будет самым объёмным и акцентированным. Разберём примеры подобных композиций и попробуем управлять временем самостоятельно.

Практика
Анализ устройства планов в разных работах и копирование. Натурное рисование натюрморта, пейзажа или интерьера.

Что подготовить
• Бумагу — формат А4, 3–4 листа
• Карандаш
• Серую тушь — черную, разбавленную водой
12. Внутри сферы
Как Матисс полюбил осетрину и иконы, а традиции византийской живописи стали частью модернистского дискурса. На занятии поговорим о «сферическом пространстве» и освоим выразительные возможности цветного силуэта.

Практика
Аналитическая копия работы со «сферическим» пространством. Работа с натуры по методу цветного силуэта на вогнутой поверхности.

Что подготовить
• Белую бумагу — формат А4, 3–4 листа
• Цветную бумагу
• Акварель или гуашь
Ответы на частые вопросы
Есть ли в лекциях практическая часть?
Да, — после того, как Иван рассказывает тему и показывает работы разных художников, он дает задание. Люди на созвоне рисовали по нему сразу, вы можете поставить паузу, порисовать, а потом снова вернуться к видео и посмотреть разбор работ тех участников, которые были на созвоне.

А я могу получить разбор своих работ?
К сожалению, нет — это запись лекций, которые проходили «вживую». Если очень хотите получить разбор Ивана, приходите, когда мы снова запустим этот цикл «вживую».

Ну а разбор работ других ребят я там увижу?
Это да, — последние 30-40 минут каждого видео как раз посвящены разбору.
Отзывы участников прошлого набора
  • Раньше смотрела лекции Ивана Григорьева и была в восторге от того, как увлеченно, глубоко, понятно, удивительно он раскрывает тему. А на этом курсе была возможность сразу "пропускать через руки" изучаемую тему и получать всеобъемлющий разбор.

    Задания были невероятно интересными, заставляющими "крутиться все шестеренки мозга"), расширяющими понимание темы.

    Всегда хотела услышать историю искусств через взгляд конструктора пространства на картинной плоскости, чтобы объяснили почему это работает так. Спасибо. С нетерпением жду продолжения


    Екатерина Палехова
  • Захотела вам сегодня сказать спасибо за ваш курс!! Он столько нового мне открыл, и то как вы построили программу курса, и то как вы подаете материал меня вдохновляет, наполняет, увлекает. Очень хочется чтобы вы не бросали это дело и продолжали нести искусство в массы, курс скоро закончится, а хочется чтоб не заканчивался. Спасибо еще раз
    Нина
  • интересен был широкий взгляд на живописное искусство, поэтому выбрала этот курс.

    перестала делать практику раза после 4-го, сложно, когда задания неясно сформулированы, долго ждать отклика, ну может и у меня не хватило желания, но не стала себя заставлять

    Непонятно, как именно курс повлиял, но это определенно чувствуется :) в выборе натуры, в подходе к рисованию, в представлении о процессе
    Анна Серегина
  • Очень понравился предыдущий курс лекций.

    Практику мало делала, т. к. опыт рисования небольшой и недостаток усидчивости для натурного рисования.

    Изменилась оптика: на перспективу у Сезанна и других, на белое и т. п.
    Большое спасибо за курс! Жду продолжения))
    Кира Чекмарева
Если у вас есть вопрос — напишите!
Купить лекции курса
Каждая лекция идет 2–2,5 часа. После лекции — практическое задание. В конце — разбор рисунов участников, присутствовавших на созвоне.
«Истории искусства»